- Дорожная служба
- ДОРÓЖНАЯ СЛУ́ЖБА. К нач. войны возглавлялась отделом автотрансп. и дорожной служб Генштаба и имела аналогичные отделы в управлениях ВО и общевойсковых армий; отделы имели в своём подчинении части и подразделения дорожных войск и в совокупности составляли автодорожную службу. В ходе войны она совершенствовалась. Служба решала следующие осн. задачи: разведка, ремонт, восстановление, стр-во и обеспечение эффективной эксплуатации воен.-автомоб. дорог (ВАД). Пост. ГКО от 15 сент. 1941 в Гл. управлении шоссейных дорог (ГУШОСДОР) НКВД было создано Управление стр-ва дорог глубокого тыла. В него вошли 6 управлений воен.-дорожных работ и 30 воен.-дорожных отрядов, сформированы полевые органы управления уполномоченных ГУШОСДОРа при фронтах и головные дорожные отделы при армиях. Орг-ции ГУШОСДОРа в оператив. отношении были подчинены автодорожной службе НКО. Пост. ГКО от 8 мая 1942 в Центре было сформировано Гл. автодорожное управление, во фронтах управления и в армиях отделы, а полевые органы управления ГУШОСДОРа упразднены. В ведении ГУШОСДОРа остались воен.-дорожные управления и отряды, действующие за тыловыми границами фронтов. В июне 1943 автотрансп. служба и Д. с. были разделены, первая вошла в автомоб. службу, а Д. с. выделилась в самостоят. службу тыла. Было создано Гл. дорожное управление Сов. Армии (нач. ген.-майор технич. войск, с сент. 1943 ген.-лейт. технич. войск З. И. Кондратьев), во фронтах дорожные управления, а в армиях отделы. В их распоряжении находились необходимые части дорожных войск. Такая организация Д. с. сохранялась до кон. войны.
Лит. Смотри при ст. Дорожные войска.Советские регулировщики. 1945
Советские регулировщики. 1945
Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др.. 1985.